C Полоборота

8 (3902) 28-56-60

info@spoloborota.ru




Смазочные материалы Fanfaro

Замена стекла

Замена масла

Аккумуляторы Алькор

Масло Eneos

Масло Сhevron


Экcпертиза жидкости для автоматических коробок передач

Экспертиза жидкости для автоматических коробок передач

В отличие от механической коробки, масло в «автоматах» берёт на себя гораздо больше задач. Во–первых, там есть зубчатые передачи, так что от важнейшей функции смазывать ATF никто не освобождал. Во–вторых, масло должно обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В–третьих, оно же передаёт крутящийся момент в гидротрансформаторе, двигаясь при этом с высокой скоростью (80 – 100 м/с) в узких каналах между лопатками колёс. Наконец, оно должно охлаждать детали коробки: конструкция последней такова, что избыток мощности двигателя здесь превращается в тепло, нагревая масло в жару до 150°С, тогда как 95°С – нормальный «крейсерский» режим.

Эти задачи обуславливают противоположные требования к ATF. Для смазки шестерён нужна вязкость побольше, а вот для работы гидротрансформатора она должна быть небольшой (4 – 8 сСт). Но если вязкость упадёт ниже 3 – 5 сСт, возникает опасность кавитации и течей через уплотнения.

Найти компромисс помогают присадки, но в присутствии разнородных металлов (например, сталь и бронза) они могут активизировать электрохимическую коррозию. В общем, обычную трансмиссионку в автоматические коробки передач лить нельзя, а чтобы водитель случайно не перепутал банки, ATF окрашивают в яркий, как правило, красный цвет. Что кстати, отражено в спецификациях.

Поскольку автоматические коробки передач для легковых автомобилей в нашей стране не выпускают (если не считать древних правительственных лимузинов), то на жидкость для них нет ни ГОСТа (это полбеды), ни оборудования для испытаний. А потому из множества параметров, заданных зарубежными спецификациями, мы решили измерить вязкость, температуру вспышки, смазывающие свойства, пенообразование и коррозионную активность.

Важнейшие характеристики смазывающих свойств должны измеряться на оборудовании, которого нет в России, - и лишь при этом условии результаты дали бы повод к отбраковке того или иного образца. В нашем случае применение четырехшариковой машины трения позволило лишь сравнить образцы друг с другом и расставить их по местам, ориентируясь на так называемый индекс задира. Его рассчитывают на основании нескольких трибологических характеристик. Чем он выше, тем лучше. Зато мы смогли объективно оценить коррозию медной пластины в баллах (где цифра характеризует степень коррозии, буква – цвет окисла) после трехчасового купания в горячем (+ 150°С) масле.

Итоги испытаний сведены в таблицу, нюансы отмечены в подписях к фото. Отметим, что почти «бесплатная» отечественная ATF Luxoil отличалась прямо - таки пивной пеной, но это согласно спецификации Dextron III, допустимо! А вот запредельная агрессивность к меди сдвинула на последние места такие громкие бренды, как Elf, Castrol, Mannol и примкнувший к ним ХАДО. Специалисты рассказали, что применение в автоматических коробках втулки с бронзовым (сплав меди!) покрытием очень чувствительным к коррозии, а повреждение тонкого слоя приводит в итоге к дорогостоящему ремонту всего «автомата»!

1-Е МЕСТО - ENEOS ATF III

С ПОЛОБОРОТА

Заявленный изготовитель – Nippon Oil Corporation, Япония.

Ориентировочная цена за 1 л – 190 руб. «Масло № 1 в Японии» оказалось первым и в нашем тесте! По смазывающим свойствам с ним посоперничало бы лишь украинское ХАДО, но оно, увы, нетерпимо к бронзовым деталям. Морозостойкость «японца» (-46°С) тоже на уровне.

+ Самые лучшие смазывающие свойства.
— Как и положено победителю, «минусов» не нашлось!

2-Е МЕСТО - ZIC DEXRON III

С ПОЛОБОРОТА

Заявленный изготовитель – SK Corporation, Южная Корея.

Ориентировочная цена за 1 л – 150 руб. Полусинтетическое масло и вправду выполняет все обещанное, в том числе антикоррозионную защиту. А вот с «Очень Высоким Индексом Вязкости» (та самая разрекламированная технология VHVI) вышла промашка: он здесь самый низкий из всех образцов.

+ Хорошие смазывающие способности, невысокая цена.
— Температура застывания -40°С – самая высокая из всех образцов.

3-Е МЕСТО - BIZOL ATF III

С ПОЛОБОРОТА

Заявленный изготовитель – BITA Trading GmbH, Германия

Ориентировочная цена за 1 л – 200 руб. Указаны допуски «Мерседес-Бенц» и МАН. Отличная морозостойкость (-47°С), низкое пенообразо-вание. Но почему-то… желтый цвет, тогда как спецификации Dexron и Mercon требуют красную окраску. Объяснения этому факту мы не нашли. Не было красителя?

+ Хорошие параметры, низкое пенообразование.
— Неправильный цвет, завышенная цена.

4-Е МЕСТО - MOBIL ATF D/M

С ПОЛОБОРОТА

Заявленный изготовитель – ExxonMobil Oil Corporation, США

Ориентировочная цена за 1 л – 130 руб. Конкретные допуски не указаны, но заявленным спецификациям Dexron III и Mercon безусловно соответствует. Цена вполне демократичная.

+ Очень хорошая очистка от примесей, отличная морозостойкость.
— Температура вспышки на грани требований спецификации Dexron III.

По материалам журнала «За рулём»

alt=


Totachi


Hola


Finwhale